ВСЕСВЯТСКОЕ КЛАДБИЩЕ: В ЧЁМ КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ И ЖДАТЬ ЛИ РЕСТАВРАЦИИ

«Музеи под открытым небом» — так уже давно называют мемориальные захоронения по всему миру. Чем вызван интерес людей к местам упокоения душ, нужно ли бороться за спасение погребальных территорий и почему — рассказываем на примере Всесвятского кладбища в Краснодаре.

Всесвятское кладбище — старейшее в городе. Своё название оно получило от исторического храма Всех Святых, располагавшегося на территории некрополя. Сегодня кладбище находится в центре Краснодара и нередко шокирует туристов. А вот местные жители, напротив, часто срезают путь через старинные надгробия или приходят на экскурсии познакомиться с культурным наследием южной столицы.
Всесвятское кладбище
Погост является объектом культурного наследия регионального значения. Старинные памятники и склепы запечатлели историю жителей города с конца 1820-х до середины 1960-х гг. Основываясь на последних исследованиях, краснодарский историк Виталий Бондарь предполагает, что на кладбище захоронено не менее 3, 5 млн человек. Здесь можно увидеть могилы кубанских общественных деятелей, политиков, учёных и героев военных лет.
На кладбище похоронены наказной атаман Черноморского казачьего войска — Г. А. Рашпиль, военный врач времён Первой мировой войны и один из основателей Кубанского медицинского университета — Н. В. Войцеховский, знаменитые архитекторы края — В. А. Филиппов и И. К. Мальгерб, и другие известные деятели.

Некрополь оброс легендами

Из сотен обветшалых покосившихся надгробий выделяется железобетонный памятник необычной архитектурной формы. Это могила так называемой «ведьмы» Марфы Турищевой, скончавшейся в 1912 году.
Сам памятник — минималистичный образец модерна, который построил её сын, екатеринодарский архитектор Василий Турищев. Место облюбовали готы и сатанисты, которые проводили пугающие ритуалы: от спиритических сеансов до сжигания трупа собаки. Ночные посетители оставляли на памятнике различные жуткие надписи, а в 1986 году даже расстреляли фотографию Марфы из пневматического ружья.
Как объясняет журналист и экскурсовод, Владимир Бегунов, понять, почему именно у этого погребения сложилась такая репутация, несложно: «У могилы удобное расположение, она находится недалеко от центра и её легко найти по соседним опознавательным знакам. Это место отлично подходит для собраний, а если привязать подходящую легенду, то и обряды проводить удобно».
Роман Савенко, историк и член Попечительского совета исторического Всесвятского кладбища, отмечает, что если бы существовал хоть малейший слух о том, что Марфа занималась спиритизмом, её не стали бы хоронить так близко к храму.
Существует ещё одна выдумка относительно Всесвятского кладбища. Некоторые считают, что здесь может быть похоронена Фанни Каплан, революционерка, совершившая покушение на В. И. Ленина. По одной из версий ей удалось избежать казни и прожить до 1936 года в Краснодаре. Объясняют это тем, что на кладбище действительно можно обнаружить захоронение семьи Каплан. Однако эта фамилия принадлежала краснодарскому аптекарю Моисею Каплан, к которому Фейга Ройдман – настоящее имя революционерки – не имела отношения.
Некоторые истории объяснить гораздо проще. В середине 1940-х годов жителей беспокоил прыгающий чёрт с красными глазами, который выходил ночью на кладбище и следил за прохожими. Под маской беса, как выяснилось, скрывался обычный мошенник, который рассчитывал, что люди в страхе побросают свои вещи, и ему не составит труда их присвоить.
У посетителей кладбища и историков, в частности, вызывает вопрос надгробие М. В. Алексеева, генерала Белой армии. Известно, что его прах был вывезен в Сербию родственниками военного и перезахоронен в Белграде. Либо сторонники Белого движения после революции захотели увековечить имя Алексеева, либо это способ одного из бывших директоров кладбища, Ивана Федоренко, создать ореол таинственности. Последняя версия считается более правдоподобной, так как Федоренко прозвали мистификатором за распространение легенд и мифов собственного сочинения.
Стоит ли строго его судить, можно поспорить, так как одна из причин, по которой региональные кладбища обделены вниманием — редко встречаются могилы людей, известных на всю страну. В отличие, например, от мемориальных музеев Москвы и Петербурга, которые являются местами паломничества туристов и коренных жителей.
Военно-братский мемориальный комплекс, расположенный на Всесвятском кладбище со стороны ул. Северной
Мемориальный комплекс появился в 1985 году. До этого, в 1948 году прах людей, погибших при освобождении города и края, находился на кладбище, расположенном на месте нынешнего памятника Екатерины. Там хоронили погибших во время Великой Отечественной войны, либо скончавшихся уже после неё, вплоть до конца 1960-х гг.

Как менялись границы кладбища

В 1867 году Екатеринодар был переведён из разряда войсковых городов в гражданский. Теперь здесь могли селиться все желающие, поэтому произошёл взрывной рост населения и, соответственно, кладбища. «В это время появляются католический (в основном для поляков), лютеранский, армяно-григорианский, караимский (для крымчан) и мусульманский участки. Настолько многоконфессиональным и многонациональным был город», – отмечает Роман Савенко.
Нагробия на католическом участке
Сегодня многие надгробия заросли, пострадали от поваленных веток. «Кочующие могилы» — одна из особенностей некрополя. В советские годы, когда не хватало средств, власти сбивали надписи с надгробий «буржуев» и переустанавливали памятники на свежие могилы. С течением времени правда открывается: например, табличка с именем солдата Великой Отечественной войны, отпала, и выяснилось, что надгробие принадлежало человеку, умершему ещё в 1898 году. Из-за этого пострадали существовавшие до революции конфессиональные участки. Например, от еврейского сектора сегодня остался лишь фрагмент. Раньше там была похоронена мать писателя Самуила Маршака.
Оказалась разрушена бо́льшая часть склепов, построенных в 1870-х годах. Где-то сохранилась только их подземная часть. Однако и сегодня недалеко от восточного входа можно найти фамильные склепы крупнейших купеческих династий Тарасовых и Богарсуковых..

Путь к реставрации

Историк Виталий Бондарь проводил экскурсии по Всесвятскому кладбищу ещё с 1994 года. В 2011 году он инициировал создание Совета по реконструкции погоста при главе администрации города. Через два года совместно с другими специалистами Виталий занимался разработкой проекта реставрации, который был полностью готов, прошёл государственную экспертизу, но так и не реализован властями.
«Помимо историков, кладбища привлекают также культурологов и художников. Как выглядят надгробия в разных религиях, какой смысл имеют символы на мраморных плитах, очень интересно. К тому же тема жизни и смерти — вечный вопрос, который волнует людей», — объясняет причину популярности кладбищ Владимир Бегунов. Своей деятельностью он тоже пытается привлечь внимание общественности к плачевному состоянию погоста и необходимости его благоустройства. Регулярные экскурсии, которые Владимир проводил по Всесвятскому кладбищу, вызвали ещё больший интерес как местных жителей, так и приезжих, к проблеме реставрации памятника культуры.
Надгробия в виде деревьев с обрубленными ветвями означают, что похороненный человек не оставил после себя потомков.

Якорь на надгробиях- символ христианской надежды на спасение

https://vk.com/neparadniykrasnodar

Какое-то время администрация активно поддерживала инициативу облагородить погост, но проекты по реконструкции имели переменный успех. «Участие администрации — это, конечно, хорошо, но не всегда всё выполняется должным образом. В 2020 году выделили средства на новый кирпичный забор с ажурными коваными элементами, но во время строительства исчезло около ста могил. Установили памятник примирения участников Гражданской войны, «расстрельный угол», хотя обещали построить часовню. К тому же внешний вид камня быстро испортился», — поделился Фёдор Смоляков, историк и один из организаторов экскурсионного проекта «Кубань расходящихся тропок».
Как отмечает Роман Савенко, название «расстрельный угол» спекулятивное и ни о чём не говорит. «В этом месте никогда не расстреливали, не вешали и не четвертовали. Там захоронены атрибутированные жертвы, скелеты которых находили при строительстве и дорожных работах. У нас в городе даже во времена репрессий вообще никого не расстреливали. Все казни проводились в Новочеркасской тюрьме».
В 2021 году в мэрии заговорили о необходимости расчистки территории кладбища и начали искать подрядчика. Однако о сроках проведения работ ничего неизвестно. Тем временем представители общественных организаций, духовенства и казачества организовали движение «Попечителей Всесвятского кладбища». Его председателем стал настоятель храма Всех Святых — архимандрит Трифон. Помимо того, что участники объединения продолжают убирать и облагораживать территорию, они работают над получением грантов.
В 2022 году приход стал победителем конкурса Фонда президентских грантов. В рамках проекта удалось провести визуальное обследование, топографическую съёмку и геодезическую привязку более двухсот погребений.
О результатах проекта и дальнейших планах по реконструкции погоста мы поговорили в интервью с Романом Савенко.
Всесвятское кладбище